Тепловое реле представляет собой электрический аппарат, предназначенный для защиты электрических двигателей от токовой перегрузки. Устройство состоит из двух биметаллических пластин, одна из которых имеет больший температурный коэффициент расширения, а другая – меньший. В зоне их прилегания друг к другу предусмотрено наличие жесткого скрепления. Как правило, соединение выполняется путем прокатки в горячем состоянии. Впрочем, в некоторых случаях применяют сварку.
Для создания тепловых реле достаточно часто используют такие материалы, как хромоникелевая сталь и инвар. Из них создают пластины. Нагрев биметаллических элементов устройства происходит за счет тепла, выделяемого в пластине током нагрузки. Впрочем, иногда нагрев осуществляют с использованием специального элемента, по которому протекает ток нагрузки. Но, как показывает практика, лучшим решением является комбинированный нагрев, то есть сочетание первого и второго вариантов.
Конструктивные особенности
Реле РТЛ, как уже было обозначено, имеет в своем составе две биметаллические пластины. Их прогиб происходит достаточно медленно. Если связать пластину с неподвижным контактом, то не будет обеспечено гашение дуги, возникающей при отключении цепи. Именно из-за этого реле создают таким образом, чтобы пластина действовала на контакт через специальное ускоряющее устройство. Лучший вариант – так называемый прыгающий контакт.
Важно отметить, что устройства типа РТЛ могут быть установлены:
- непосредственно на пускатель ПМЛ;
- отдельно от пускателей, если реле снабжено клеммниками КРЛ.
В настоящее время выпускаются реле и клеммники, имеющие степень защиты IP20. Допустима их установка на стандартную рейку. Следует отметить, что номинальный ток контактов составляет 10 А.
Нагрев биметаллической пластинки зависит от температуры воздуха. С ее повышением значительно уменьшается ток срабатывания реле. Если температура значительно отличается от номинальной, следует проводить дополнительную плавную регулировку реле.